Религиозно-философские основы истории. Л.А.Тихомиров. ГЛАВА ХХХV Христианская культура.

Исаич

куратор
Команда форума
15 Сен 2019
274
4
18
52
СПб. Центр.
ГЛАВА ХХХV

Христианская культура


Господство христианства в мире сопровождалось развитием величайшей в мире культуры, которая справедливо должна называться христианской культурой, так как все это утончение внутренних отношений, приспособление общества к потребностям человека, развитие прав личности, так же как небывалое дотоле овладение силами природы и разностороннее украшение жизни - все это было выращено влиянием христианства.



Создание материальной культуры и внешнее украшение жизни, конечно, не входят в непосредственные цели христианства, а высшая аскетическая точка зрения видит даже в утонченностях жизни противоречие со стремлением к жизни духовной, составляющей прямую цель христианства. Но высшая аскетическая точка зрения, будучи сама по себе совершенно правильною, не дает всеобще-обязательного режима. Земная фаза нашего существования протекает в условиях материальной природы, которая имеет свои законные требования, не исключаемые задачами веры и спасения души. Идея Царствия Божия, поскольку она развивается в земной жизни, требует лишь подчинения материальных потребностей духовным потребностям, требует, чтобы основной целью жизни было душевное спасение и чтобы второстепенные цели, создаваемые потребностями земной природы, не заглушали своими приманками того, что есть главная задача.

Между тем основные задачи личности и взаимные отношения между людьми, предписываемые христианством, таковы, что при соблюдении их сама собою вырастает высшая утонченная обще ственность. Религия указывает известные обязанности к семье, к ближним, требует обуздания своекорыстия и жадности, клеймит эксплуатацию человека человеком, предписывает людям взаимную помощь, с особенным вниманием к слабому: все это создает обстановку в высшей степени благоприятную для успешности тру да, для поднятия уровня общего благосостояния, для воспитания человека как работника и устроителя общества. Требование справедливости и попечения о всех дает толчок усовершенствованию общественной организации. Понятие о власти как учреждении божественном, имеющем миссией обслуживать общее благо, создает со стороны народа повышенные требования к государственности и в самих носителях власти воспитывает стремление быть соответственными поставленному для власти идеалу. Так вырастает облагороженная государственность, на которую Церковь отбрасывает свет религиозной идеи своей.

Главное воздействие на культурность общества христианство оказало высоким понятием о личности человека вообще. Человеческое достоинство вырастало до чрезвычайности, и с этим общество и государство должно было считаться. Между прочим, одинаковое достоинство природы, одинаковое во всех людях искание богообщения приводило к тому, что и в общественных отношениях являлся принцип равенства. Но, с другой стороны, вводя в обще ственную жизнь сознание равенства всех на главнейшей стороне жизни - религиозной, христианство не было эгалитарным, и это вытекало из самого религиозного принципа. Действительно, хотя человеческое достоинство одинаково, но дары личности различны, и истинная жизнь складывается не всеобщей уравнительностью, но всеобщим гармоническим взаимослужением и взаимоподчинением. Не эгалитаризм приносило с собой христианство, а солидарность. Отсюда является и дисциплина, не имеющая ничего обидного, так как она во всех взаимоотношениях обоюдна и, сверх того, связана с внутренним стремлением каждого к самообладанию.

Личность по-христиански безусловно свободна, но если она имеет в виду жить по-христиански, стремиться к спасению - она должна быть проникнута самообладанием: жить как свободная, но не как злоупотребляющая свободой. В действии под влиянием порывов страсти и корыстного пожелания нет свободы: это есть погружение в рабство страсти и внешней приманки. Свобода, та ким образом, сама дает основание дисциплины. С другой стороны, внешний орган власти и дисциплины не имеет самодовлеющей, произвольной силы, но представляет служение по божественной делегации. На таких основаниях, которые, под давлением духа христианства, налагали свою печать на общественные и государственные отношения, строилось общежитие, где развивалась личность очень высокая, самостоятельная, полная внутреннего сознания прав и обязанностей.

Это было прочным основанием культурного развития.

Должно прибавить, что человек, по христианскому воззрению, имеет в мире такие задачи, которые его влекут к познанию. Не одно нравственное усовершение, но и познание имеет религиозный характер, ибо оно имеет отношение к общению с Божеством. Без Откровения человек не может отыскать Бога, но необходимость искания не уничтожается Откровением. Бог, - говорит ап. Павел, - произвел людей для того, чтобы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» (Деян. 17, 27). Ибо «невидимое Его, вечная сила Его и Божество - от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). Небрежение к этому рассматриванию даже составляло бы вину человека. С другой стороны, принимание твари за Творца есть начало религиозных заблуждений. Таким образом, известное знание природы становится необходимо для того, чтобы суметь выделить Творца из творения и понять «божество» Творца из того, что не есть Он.

Без сомнения, потребность знания для веры не одинакова у людей. Но вообще для человечества знание необходимо. По недостатку знания существовало и существует множество суеверий, ко торые в основе своей всегда имеют ложное представление о твари и вследствие этого принимают за божественное то, что в действительности есть явление тварное. Например, в аскетической практике язычников многие упражнения, почитаемые за общение с Богом, приводят лишь к общению с разнородными силами природы. Таким образом, незнание прямо способно отвлекать от Бога. ·

Тут самые религиозные предпосылки поощряют человека идти на приобретение знания. Действительно, в данном, например, случае человек необходимо должен различить границу между божественным и тварным. Естество есть область необходимости, в ней нет свободы, нет ответственности, нет греха, нет и добродетели. Область духа, элемента божественного, напротив - свободна;

жизнь духа совершается по произволению, вследствие чего в ней есть и грех, и святость, есть ответственность. Жизнь эта - духов ная, религиозная - совершается лишь в области духа. Было бы духовной гибелью допустить, чтобы естество подчинило нас из-за того, что мы его примем ошибочно за Божество. Поэтому с религиозной точки зрения нам важно знать законы естества и сферу их действия, для того чтобы уметь разграничить и в самом себе область естественную, следующую по законам необходимости, и область духовную, и не отдать под власть естества никакой части удела духа, не принять по ложным признакам области естества за область духа. Только в этом случае человек может ясно усмотреть свой путь к Богу.

Эти соображения, сами собою вытекающие из христианской веры, уполномочивают человека на испытание природы во всей ши роте и глубине. То же относится и к философии как выяснению законов бытия, жизни и ее частных явлений.

Конечно, в христианском мире далеко не всегда относились с таким уважением к свободе научного исследования. Очень часто сами служители религии взглянули бы на такую свободу как на ересь и погибель человека. Но одно дело - узость и невежество в понимании духа своей веры, и другое - действительное содержание этой веры. Человек, вдумывающийся в свою христианскую веру и имеющий стремление к познанию, не мог не почувствовать себя свободным идти к знанию, что бы ни говорили ему невежественные фанатики псевдодогмата. В христианском мире так и было. Содержание религиозного учения было слишком ясно, оно уполномочивало на искание познания и даже поощряло к этому. И потому-то христианская эпоха сделалась эпохой величайшего развития науки во всех ее сферах, ибо немыслимо разграничить в познании что-либо недозволенное от дозволенного. Если наука есть дело также Божие, то в ней дозволена вся область, человеческому уму доступная.

Это огромное и постоянно растущее познание, углубляющееся и в силы природы, и в человеческую психику, и в законы общественности и истории, необычайно расширило наше обладание силами природы и уменье ими пользоваться. Вследствие этого являлось, как неизбежное последствие, применение всей области познанного к потребностям людей. А из этого проистекало то обстоятельство, что, при полном памятовании бренности всего земного и искании жизни вечной, христиане получали средства и в этой земной жизни устраиваться по высокому уровню общественности и культурности, со всеми их атрибутами: наукой, искусством, техникой, построением общественности на соединении свободы и порядка, со стремлением к всеобщему праву и благосостоянию и т. д.

Противники христианства любят говорить, что различные стороны культуры сделали успехи главнейше в такое время, когда руководство общественностью было захвачено в руки людьми, от христианства отпавшими. Но они пожинали то, что было засеяно и взращено христианством. Христианство создало тот человеческий материал, на свойствах которого стало возможно воздвижение этой высокой культуры. Нет сомнения, что если бы христианство пало и выработка людей перешла в руки его врагов, то новые поколения, ими воспитанные, могли бы дать только понижение общественности и культурности.



ПРИМЕЧАНИЯ

1. Септимий Север (146-211) - римский император с 193 года, основатель династии Северов.

Филипп Марк Юлий Павел Араб (244-249) - римский император, араб по происхождению.

2. Лебедев Алексей Петрович (1845 - 1908) - знаменитый церковный историк. Профессор Московской Духовной академии и Московского университета, доктор богословия. Имеется собрание сочинений в 1О томах.

3. Ориген (ок. 185-253/254) - философ и богослов. Соединял платонизм: с христианским учением. Константинопольским собором (543 г.) был анафематствован, но вопрос о его еретичестве является спорным.

4. Св. Дионисий Александрийский Великий (? - 264) - епископ, богослов.

5. Марк Аврелий ( 121-180) - римский император с 161 г., из династии Антонинов. Философ-стоик, автор книги <<Наедине с собою,>.

6. Люций Аврелий Коммод (161-192) - римский император с 180 г., из династии Антонинов. Убит заговорщиками.

7. Св. Григорий Богослов (ок. 330-390) - великий Отец и Учитель Церкви. Епископ города Назианза. Его память празднуется 25 января.

8. Св. Григорий Нисский (ок. 335 - ок. 394) - Отец и Учитель Церкви, брат св. Василия Великого. Епископ города Ниса.

9. Викентий Лиринский (? - 450) - настоятель Лиринского монастыря в Галлии. Автор «Памятных записок .

10. Св. Иоанн Златоуст (ок. 350-407) - великий Отец и Учитель Церкви, знаменитый проповедник. Архиепископ Константинопольский, смещенный врагами с кафедры и отправленный в ссылку, по пути в которую он скончался. Литургия, совершаемая в Церкви, носит его имя.

11. Блаженный Августин Аврелий (354-430) - богослов, епископ Иппонский. Главный представитель западной патристики.

12. Св. Антоний Великий (ок. 250-356) - преподобный. Родоначальник христианского монашества.

13. Св. Амвросий Медиоланский (330/340-397) - великий Отец и Учитель Церкви.

14. Осия Кордовский (? - 359) - святитель испанский, епископ Кордувийский. Прожил более 100 лет.

15. Миланский эдикт 313 года о веротерпимости, давший свободу христианству.

16. Константин Великий (ок. 285-337) - император римский с 306 года. Даровал свободу христианству Миланским эдиктом. Основал новую столицу Константинополь. 319



17. Коркунов Николай Михайлович (1853-1904) - юрист, доктор русского государственного права, профессор С.-Петербурrского университета. Автор книги «Русское государственное право». Т. 1-2. СПб., 1899-1901. Изд. 3-е.

18. Суворов Николай Семенович (1848-1909) - канонист, профессор церковного права Императорского Московского университета. Автор

«Курса церковного права». Т. 1-2. Ярославль, 1889-1890.

19. Вальсамон Феодор - с 1193 r. антиохийский патриарх. Канонист Православной Церкви. Наиболее известным из его трудов является толкование на Номоканон патриарха Фотия.

20. Курганов Федор Афанасьевич (1844-1920) - историк, профессор Казанской Духовной академии. Автор книги «Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи». Казань, 1880.

21. Юстиниан (482 или 483-565) - византийский император с 527 r. Расширил границы империи. Провел кодификацию Римского права.

22. Св. Феодор Студит (759-826) - знаменитый подвижник и писатель. Был главным борцом с иконоборцами. Автор Большого и Малого Катехизисов.

23. Иоанн II Комнен (1087 -1143) - византийский император с 1118 года. Вел удачные войны с врагами Византийской империи.

24. Enaнarora (Эпанагога) - руководство для судий в Византии, со ставленное после 879 r.

25. Халкидонский собор - IV Вселенский Собор 451 года, установивший 30 правил канонических.

26. Заозерский Николай Александрович (1851-1919) - профессор канонического права Московской Духовной академии. Автор книги

«О церковной власти». Серrиев Посад, 1894 (докторская диссертация).

27. Лебо Шарль (1705-1788) - французский византинист. Автор книги «История поздней Империи,>. Т. 1-26. Второе издание исправлено и дополнено арменоведом Сен-Мартеном и rрузиноведом Брассе (21 том. Париж, 1824-1836).

28. Св. Кирилл Александрийский - архиепископ (конец 70-х rr. IV в. - ок. 445), прославился борьбой с несторианством. Знаменитый богослов.

29. Никейские соборы - церковные соборы, бывшие в r. Никее, в Вифании. Наиболее значительны из них два: Первый Никейский Вселенский собор (325 г.) собрался по поводу ереси Ария. На соборе была наречена анафема на ариан. Был составлен Символ веры, предваренный великим спором о слове «единосущный». Второй Никейский Вселенский собор (787 r.) рассматривал вопрос о почитании икон.

30. Св. Афанасий Александрийский (ок. 295-373) - епископ, богослов. Боролся с арианством.

31. Констанций 11 (317 -361) - римский император, поддерживал ариан.

32. Ливерий (Либерий) - в 352-366 rr. был римским епископом. Сторонник св. Афанасия Александрийского в борьбе с арианством.

33. Валент Флавий (ок. 328-378) - император восточной части Римской империи. Погиб в сражении с вестrотами.



34. Феодосий I Великий (ок. 346-395) - византийский император с 379 г. Преследовал ариан и язычников.

35. Имеется в виду Второй Вселенский Константинопольский собор 381 г., созванный для решения вопроса 06 учении ариан о6 Иисусе Христе.

36. Гонорий (384-423) - император Западной Римской империи с 395 года. Боролся с язычниками и еретиками.

37. Пелагий - еретик, основатель пелагианства, возникшего в V в. Отрицал реальность благодати Божией, не православно учил о первородном грехе.

Целестин (Целестий) - римский патриций, увлеченный учением Пелагия и открыто проповедовавший это учение.

38. Л. А. Тихомиров имеет в виду Феодосия I Великого, но это был другой византийский император - Феодосий II Малый (408-450), женатый на Евдокии, дочери афинского философа Афинаида.

39. Монофизиты (монофиситы) - еретическое учение, возникшее в V в. Утверждало, что во Христе человеческое начало поглощено Божественным.

40. «Разбойничий собор происходил в 449 г. в Ефесе под председательством александрийского патриарха Диоскора. Причинил много зла право славным, в особенности константинопольскому патриарху Флавиану.

41. Маркиан - византийский император в 450-457 гг.

42. Василиск отнял престол у законного преемника Зенона, правил в 475-476 гг.

43. Зенон (Зинон) - византийский император в 474-491 гг.

44. Анастасий I Дикор (ок. 430-518) - византийский император с 491 г.

45. Юстин 1·_ византийский император в 518-527 гг.

46. Вигилий - папа римский с 540 по 555 г.

47. Ираклий (575-641) - византийский император с 610 г. Сверг императора Фоку и занял престол.

48. Монофелитство - еретическое учение, возникшее в VII в. Утверждали, что Господь Иисус Христос обладает двумя природами, но одной волей.

49. Императора, которого имеет в виду Л. А. Тихомиров, звали Константин 111 (Констант 11) - византийский император в 641-668 гг.

50. Св. Максим Исповедник (ок. 580-662) - богослов, главный борец с монофелитством.

51. Константин IV - византийский император в 668-685 гг. «Погонат означает «Бородатый .

52. Шестой Вселенский собор - 3-й Константинопольский, проходивший в 680 г. .

53. Филиппик Вардан - византийский император в 711-713 гг. Был низложен.

54. Лев 111 Исаврянин (ок. 675-741) - византийский император с 717 г.

55. Кедрин Георгий - византийский историк XII в. Хроника, написанная им, начинаясь с сотворения мира, доводится до 1057 года.