Купцы Хлудовы: династия нитяных королей.

Исаич

куратор
Команда форума
15 Сен 2019
775
4
18
54
СПб. Центр.
Купцы Хлудовы: династия нитяных королей.



История российского предпринимательства – это, прежде всего, люди. Это книгопечатники, торговцы, ремесленники, купцы. Кто-то из них остался в истории сам, а кто-то создал династию. Иван Хлудов, основатель первой в России текстильной империи, как раз является одним из основоположников бизнес-династии.



Вышедший из крестьянства род Хлудовых управлял крупнейшим бумагопрядильным предприятием в стране. Но путь семьи к текстильной империи был тернист. Его начал тяготившийся крестьянским трудом юноша Иван, рискнувший отправиться покорять Москву в 1817 году.




Содержание
Биографический очерк: основатель династии
Иван Хлудов родился в семье так называемых экономических крестьян. Они не принадлежали помещику, а работали на государство, ежегодно платили денежный оброк. Семья имела личную свободу, но это не освобождало от труда. Оброк был велик, и трудовые будни были не только у взрослых, но и у детей.

Все жили себе да жили, кроме Ивана. Он внутренне бунтовал против крестьянской жизни, мечтал уехать в город торговать. А пока ему судилось только перебиваться местными заработками. Первые деньги Иван Хлудов заработал пригоном скота. Женившись в 16 лет, он приобщился к развитому в регионе текстильному производству. Молодые в четыре руки делали кушаки и пояса. Тесемочный товар покупали прасолы (оптовики). Иван наблюдал за тем, как они ведут дела, подписывая свою предпринимательскую жилку.



В конце концов мечта Хлудова о жизни в большом городе сбылась. В 1817 году он вместе с сыновьями приехал покорять Белокаменную. В Москве семья поселилась в хижине на Яузе и продолжила заниматься текстильным ремеслом. Кушаки и пояса отлично продавались в лавках Китай-города на Красной площади, Хлудовы довольно быстро сколотили неплохой капитал, который позволил не только увеличить производство, но и приобрести большое имение на Яузе.


Основатель текстильной династии Хлудовых Иван умер в возрасте 50 лет в 1835 году, оставив сыновьям семейное дело стоимостью 200 000 ассигнаций.



Достижения и вклад в экономику и бизнес
Московский бизнес будущих нитяных королей Хлудовых начался буквально с одного ткацкого станка. За ним основатель династии Иван работал сам. Он и ткал, и красил нити, и стирал бумагу (бумагой в дореволюционной России называли хлопковую пряжу).

Кушаки Хлудовых быстро раскупали в местных лавках, доход семьи рос. На все свободные деньги Иван закупал оборудование, чтобы расширять производство. Так появился еще один станок, а потом еще и еще. Со временем к ткачеству приобщились сыновья мастера, Савелий и Тарас.

Чтобы самостоятельно торговать продукцией, получает сертификат на право продавать кушаки в уезде и Москве, и платит 2% взнос. Первый зафиксированный в документах объем торговли купцов Хлудовых составляет 2 000 рублей. Для увеличения продаж и прибыли Иван ездит на ярмарки, за право участия в каждой платит по 60 рублей.



Только в 1824 году семья поступает в третью московскую купеческую гильдию. С этого момента Хлудовы – не просто торгующие крестьяне, а самые настоящие купцы. К 2027 году домашнее ремесло эволюционирует в производство. Хлудовы держат кушачную фабрику. Расширяется и торговая сеть купеческой семьи. К началу 1890-х предприниматели имеют лавки в Торговых рядах и Гостином дворе.


Их вклад в экономику дореволюционной Москвы переоценить трудно. Во-первых, это развитие прядильного и текстильного производства, во-вторых, рабочие места. К тому же Хлудовы – пример честного и добропорядочного купечества, но об этом позже.



Инновации и стратегии
Купцы Хлудовы на заре своей текстильной империи, еще будучи торгующими крестьянами, сделали ставку на надомное производство и не прогадали. Они делали нити на своих станках, а затем развозили эти нити по ткачам надомникам. После Хлудовы забирали готовые полотна нанки, саржи, плиса и продавали их в лавках и на ярмарках.

Стратегия позволила купцам стабильно наращивать производство, продажи, прибыль. И меньше чем за 20 лет Хлудовы прошли путь от казенных крестьян до купцов первой московской гильдии.

Дальше больше: успешные предприниматели нацеливаются на глобальное производство. В 1944 году они начали строить бумагопрядильную фабрику с лучшим европейским оборудованием – английскими станками. В 1945 году производство было запущено. Для открытия фабрики Хлудовы наняли 300 рабочих. На производстве было установлено 15 000 веретен и одна паровая машина мощностью в 60 лошадей. А суточный плановый показатель составлял 60 пудов пряжи.



За пять лет технологический цикл на фабрике как следует обкатали, и пришло время расширять производство. Хлудовы поставили на лен и не прогадали. Льняная пряжа была так же востребована, как хлопчатобумажная.


Текстильное производство Хлудовых было, без преувеличения, образцово-показательным. На фабрике использовалось лучшее сырье: американский хлопок из Джорджии и Луизианы, сырой хлопок из Ливерпуля. Производство расширялось каждые 5-10 лет, и речь не просто о новых станках – строились новые корпуса, открывались новые направления. На фабрике стояло лучшее в мире прядильное оборудование. И его меняли раз в 10-15 лет для поддержания качества продукции и повышения производительности предприятия.



Социальная ответственность
Купцы Хлудовы внесли немалый вклад в развитие инфраструктуры в Егорьевске, городе Рязанской губернии, где была открыта бумагопрядильная фабрика (на базе предприятия позже был создан Егорьевский хлопчатобумажный комбинат). В середине 1800-х текстильные магнаты построили мост через речку Гуслянку. Этим сооружением многие годы пользовались все горожане. Но надо признать, что проект не был чисто благотворительным. За вклад в развитие инфраструктуры дума Егорьевска предоставила купцам участок земли для расширения производства.

К началу 1860-х фабрика разрастается до 60 000 веретен (4% от общего количества веретен в России). На производстве трудится 2 000 человек. Но в 1861 году в Америке вспыхивает гражданская война, и поставки хлопка почти прекращаются. Один из братьев Хлудовых решает лично ехать за океан, закупать и везти в Россию сырье. Но успехом его миссия не увенчивается. Другой представитель текстильной империи едет в Среднюю Азию попытать удачи. Но и тут не удается наладить поставки. Тем не менее, Хлудовым удается сохранить Егорьевскую и другие свои фабрики, обойтись без массовых увольнений.

В 1870-х начинается новый этап развития текстильной промышленности в стране. Хлудовы подходят к нему с высокой планкой по качеству, объемам производства и большой долей социальной ответственности. И они вписываются в новое время. История семейного бизнеса продолжается.



Нитяные короли Хлудовы – типичный пример бизнесменов XIX века. Их кейс входит в учебники по экономике. Семейные фирмы интересны исследователям не только стратегиями и видением своего дела. Они имеют нечто большее – принципиально другие отношения внутри и преемственность поколений. То и другое дает одновременно большие возможности и большие риски. Каждый следующий владелец семейного бизнеса может сохранить, развить бизнес или обанкротить предприятие. Последнее, к счастью, с Хлудовыми не случилось.