Я не алкоголик. Руководство, которое поможет вам убедиться в отсутствии зависимости. Диакон Иоанн Клименко.

Исаич

куратор
15 Сен 2019
1,143
4
38
54
СПб. Центр.
Я НЕ АЛКОГОЛИК. Руководство, которое поможет вам убедиться в отсутствии зависимости.
Автор: Диакон Иоанн Клименко

Посвящается памяти моего любимого отца, Клименко Петра Владимировича (†2016), — человека, без которого я не стал бы тем, кем стал.
Диакон Иоанн Клименко
ОБ АВТОРЕ

Диакон Иоанн КЛИМЕНКО — специалист в сфере помощи зависимым людям и их родственникам, кандидат химических наук. Стаж трезвенной работы — 19 лет. Проводит индивидуальные беседы, ведет групповые занятия и курсы по преодолению зависимостей для зависимых людей и их близких. С 2012 года проводит семинары для духовенства Русской Православной Церкви по основам помощи зависимым людям и их родственникам. С 2016 года кроме очных проводит также онлайн-занятия.
Член правления Всероссийского Иоанно-Предтеченского православного братства «Трезвение». Руководитель Координационного центра по преодолению алкоголизма и наркомании Московской городской епархии, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла — ответственный за организацию трезвенной работы при храмах г. Москвы.
Председатель Первого Московского общества трезвости. Общество к 2025 году насчитывает 56 общин трезвости при храмах Москвы и Московской области, в том числе 21 онлайн-общину.
Клирик Марфо-Мариинской обители милосердия (Москва). Женат, 7 детей.

ВСТУПЛЕНИЕ. САМЫЙ КОРОТКИЙ ТЕКСТ




Дорогие читатели!
Эта книга — для тех, кто хотя бы раз задавал себе вопрос: «Я ведь не пьяница, просто немного выпил. Что тут такого?» Для тех, кто хотя бы иногда ловил себя на мысли: «А не перебарщиваю ли я?» И для тех, кто видит, как алкоголь начинает управлять жизнью кого-то рядом.
На самом деле, получить короткий ответ на вопрос: «Есть ли у вас проблемы с алкоголем?» — вы можете прямо здесь, на следующей странице, пройдя самый короткий официальный тест на алкоголизм.
Если тест подтвердил, что у вас нет проблем с алкоголем, я искренне рад за вас! Но не спешите закрывать книгу: она поможет вам внимательнее относиться к себе и собственному здоровью. А может быть, прочитав, вы сможете предостеречь от беды кого-то из близких.
Если же вы ответили «да» больше чем на один вопрос, то книга, надеюсь, будет вам полезна и, как минимум, интересна.
Я почти уверен, что ваша ситуация пока не очень критична. Но как самому понять: «очень» или «не очень»?
В первой части книги просто и понятно, с примерами из реальной жизни, я рассказываю, как постепенно появляется зависимость. Прочитав, каждый сам сможет понять, где он находится: еще у края или уже сделал несколько шагов вниз.
Во второй части книги я рассказываю о том, как можно справиться с болезненным пристрастием к алкоголю, если, читая первую часть книги, вы опознали его у себя или у вашего родственника. Помогаю разобраться в системе помощи (медицинской, психологической, церковной, общественной), которая существует в России. Объясняю, когда и куда стоит обратиться и какая помощь действительно работает.
В конце книги вы найдете полезные контакты и еще один тест — подлиннее, с более информативными результатами.


Почему я взялся за эту книгу? Потому что уже почти 20 лет занимаюсь помощью людям с алкогольной зависимостью — на консультациях, в группах и «Школах трезвости». А начинался мой путь с личной боли: от алкоголизма страдал мой отец.
Я был занят наукой, своим вхождением в церковное служение, а папа продолжал терять работу за работой, терять последнее здоровье, жизнь. Я не вмешивался, не злился, не пытался его спасать, потому что был убежден, что «алкоголизм не лечится». Я не верил, что можно что-то изменить. Пока однажды не попал на курс лекций «Школы трезвости».
Там я, химик, кандидат наук, впервые узнал, что спирт — это, оказывается, наркотик. Кроме этого простого факта я узнал для себя очень и очень многое об алкоголе, о появлении зависимости, о том, как ее искоренить, о трезвой жизни.
После этих встреч я, в первую очередь, сам навсегда отказался от алкоголя, хотя и так употреблял его не часто. Отказался, потому что больше не хотел быть соблазном для других. Тогда же я впервые подумал: «А ведь отцу, кажется, можно помочь».
С Божией помощью, после молитв, разговоров и курса занятий мой отец уже пожилым человеком обрел трезвость и прожил еще девять очень хороших лет. Так что первым, кому я помог, был именно он.
За прошедшие годы на моих глазах тысячи людей обрели свободу, поэтому я твердо знаю, что это возможно.
Очень надеюсь, что книга поможет и вам — разобраться, увидеть выход, поверить, что жизнь может быть другой.
С любовью и надеждой, диакон Иоанн КЛИМЕНКО

ПРЕДЫСТОРИЯ

ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК СТАЛ АЛКОГОЛИКОМ, НАЧИНАТЬ ПОДГОТОВКУ НУЖНО С ДЕТСТВА

Прежде чем мы с вами определим, в какой точке траектории находитесь вы или ваши близкие, попробуем понять, почему вы (и не только вы) вообще когда-то решили попробовать спиртное, откуда возник к нему интерес.
С одной стороны, это к делу не относится — как говорится, «проехали».
С другой стороны, так мы сможем увидеть, на какие крючки ловится человек и где эти крючки разбросаны.
Ведь никто не станет спорить, что человек рождается без всякой потребности в алкоголе, а также в никотине или нелегальных наркотиках (кокаине, героине и т.д.). (Никотин и алкоголь с медицинской точки зрения тоже являются веществами наркотическими: они изменяют состояние сознания и могут вызывать привыкание и химическую зависимость. Никотин и алкоголь — легальные наркотические вещества, потому что они есть в свободной продаже, в отличие от нелегальных.). Любой ребенок — естественный трезвенник: он не употребляет алкоголь, но при этом жизнь его не является в чем-то ущербной. В его жизни есть радости, горести, встречи, праздники, и для того, чтобы прожить их, ему совершенно не нужно спиртное.
Откуда тогда возникает интерес к алкоголю?
В семье ребенка и в обществе, в котором он растет, уже есть разные традиции употребления алкоголя. Если большинство взрослых вокруг ребенка употребляет спиртное, если для самых значимых взрослых алкоголь неотделим от праздников или отдыха — это важная ступень к будущему употреблению. Он пока еще не знает, что у взрослых могут быть не только хорошие, но и вредные привычки. Ребенок растет и развивается, подражая взрослым, и поэтому уже в три-четыре года может осмысленно заявить, показать, что хочет попробовать алкоголь.
Конечно, большинство разумных родителей маленькому ребенку этого не позволят. Но тут важно, как они объяснят свой отказ. От этого тоже зависят его дальнейшие отношения с алкоголем.
Что когда-то ответили вам родители? Что мы сами отвечаем своим детям?
а) Знаешь, это очень опасная штука. Из-за нее очень многие люди сильно болеют и даже погибают. От нее много горя. Лучше тебе ее не пробовать.
б) Тебе нельзя, ты еще маленький.
Думаю, вряд ли кто-то из читателей услышал от родителей вариант «а». Иначе после произнесенных слов родители не смогли бы продолжать, например, пить шампанское на Новый год.
Так у ребенка уже в раннем возрасте закладывается мысль, что алкоголь — это праздник, веселье, а также символ взрослости.
Ограничения, связанные с возрастом, для ребенка вполне естественны, он постоянно с ними сталкивается: «Папа, можно я один в садик пойду?» — «Нет, детям нельзя через дорогу без взрослых». — «А когда можно будет?» — «Когда ты пойдешь в школу, будешь в третьем классе, мы с тобой изучим твой путь, проверим, как ты знаешь правила, — и будешь ходить сам».
Любой ребенок хочет стать взрослым, и если запрет на алкоголь звучит так: «Ты маленький, тебе нельзя», то возникает вопрос: «А когда будет можно?» Ведь с поведения взрослых ребенок считывает: алкоголь — что-то хорошее и радостное, взрослым очень нравится его пить. Ребенок чувствует, что напиток и процесс его распития — своеобразный центр праздника, веселья, общения.
Психолог из Московской области рассказала мне об одном психологическом эксперименте в детском саду. В подготовительной группе она с коллегами провела рисуночный тест: 6-летних детей попросили нарисовать праздник. На 60% рисунков праздник был изображен как стол, на котором совершенно четко опознавались бутылки с алкоголем.
Похожий тест в детском саду был проведен в 2008 году в спальном районе Москвы (см. о нем в документальном фильме «Чижик-пыжик, где ты был?..» (2009), посвященном теме «Дети и алкоголь»). Психолог предложил детям поиграть в «праздник». Формат, как играть, детям задан не был. Дети в игровой комнате сдвинули столики, поставили на них кегли («бутылки»), расставили стаканчики. «Наливали» — и чокались, «пили». Потом изображали легкое опьянение. В 6 лет они уже все это знали.

Получается, что взрослые, хотят они этого или нет, часто зарождают у детей желание употреблять алкоголь. И так влияет на ребенка не только его ближний круг.
Начиная с первых лет жизни ребенок вместе с мамой часто бывает в магазине, для малыша это — замечательное место, где много вкусного и интересного. А дальше работает маркетинг. Если вы обратите внимание, то заметите, что алкоголь во многих магазинах расставлен не только в специальном отделе: он сопровождает весь путь покупателя. Красивые бутылки могут стоять во фруктовом отделе, рядом с сырами или рыбой и, конечно, на кассе. Если бы мы задумались, мы бы поняли, что в навязчивом предложении есть что-то подозрительное, и это сделано не случайно. Ведь никто, например, не раскладывает по всему магазину хлеб, хотя хлеб как раз точно подходит к большинству продуктов!
Винный отдел, большой, красивый, манящий, тоже производит впечатление на ребенка: он видит, как красиво оформлены бутылки. Сок, например, тоже бывает в стеклянных бутылках, но пойдите сравните их с винными! Где вы увидите столько ярких этикеток, иногда с «заграничными буквами» и картинками? Где фестивальные «медальки» на молоке или соках? Можно же провести фестиваль яблочного сока, сравнить сок из разных областей, раздать медали, нарисовать их на бутылках. Почему мы не различаем сок из разных сортов яблок? Почему на соке не пишут: «из антоновки», «из шафрана», «из голден»?..
Индустрия навязывает спрос, производители и продавцы делают всё, чтобы у покупателей возникло желание употреблять спиртное. Ребенок, как и взрослые, тоже подпадает под влияние маркетинга и рекламы. И он теперь знает, откуда бутылка появляется на столе, понимает, где мама или папа ее покупают, что выбирают и т.д.
Поэтому так и рисует праздник. Поэтому спрашивает: «Когда можно попробовать?»
Наркологи называют это наркогенной готовностью: ребенок хочет и психологически готов употреблять алкоголь, знает, где его продают, как его пьют, что при этом говорят.
Он несколько лет ждет, когда же ему нальют из этой красивой бутылки. Обычно первую рюмку ему наливают в 10–12–14 лет.
ЗНАКОМСТВО С АЛКОГОЛЕМ: ПЕРВАЯ РЮМКА, ПЕРВОЕ ОПЬЯНЕНИЕ, ПЕРВЫЕ ПЬЯНКИ
И вот ребенок, который психологически к этому уже готов, наконец впервые пробует спиртное.
Иногда родители сами и наливают первую рюмку.
1. Мария, 53 года: «Я родилась в хорошей московской семье, где имела все шансы вырасти психологически здоровой личностью: родители имели высшее образование, интересную творческую работу, я была желанным ребенком, особенно любил меня папа. Алкоголь впервые попробовала в родительской семье в 6 лет. Мне дали шампанское на Новый год. Понравилось. Потом на разные праздники, начиная с 13 лет, я уже наравне со взрослыми в небольших дозах "праздновала" вином и шампанским. Отец к тому времени уже пил. Позже, годы спустя, я смотрела с ужасом на то, как он разрушался, и понимала, что алкогольная зависимость — это дорога к гибели. Конечно, я была уверена, что ну уж я-то — ни за что и никогда!»
2. Виктор, 76 лет: «Первый раз попробовал алкоголь мальчишкой в сельском клубе, между танцами. Мне стало плохо. Очнулся я потом в доме старшего друга с головной болью, мерзким вкусом во рту, сильной тошнотой. Но это меня не остановило. А в 15 лет я впервые за праздничным столом официально с подачи отца выпил примерно 100 г коньяка».

Эти признания — из рассказов о себе членов нашего общества трезвости. Они пришли к нам уже с глубочайшей зависимостью от алкоголя. К счастью, обоим удалось помочь, хотя зависимость успела разрушить их жизни и здоровье.
Такой ранний старт, да еще непосредственно в семье — совсем не исключение. Примерно 75% подростков в 14 лет уже пробовали спиртное с разрешения, а иногда и по инициативе родителей. Родители аргументируют так: «Он же все равно попробует. Пусть лучше мы научим, чтобы всё было культурно, красиво: качественное вино, хорошая закуска и т.д.».
И это — большая ошибка.
Во-первых, одно дело, когда подросток пробует алкоголь вопреки позиции семьи, без разрешения. Другое дело — когда родители сами санкционируют употребление, как бы легализуя его.
Во-вторых, есть изъян в самой логике. Попробуете в той же логике порассуждать о нелегальных наркотиках: «Сейчас столько наркотиков — и в школе, и в любой подворотне… Все равно же ребенок попробует, какой смысл запрещать? Запретный плод сладок. Лучше мы как родители сами разберемся, какие наркотики опасные, а какие — неопасные, и дома, в домашних условиях, дадим ему, например, покурить анашу. Но предупредим, чтоб часто не курил».
Конечно, никто из родителей так не сделает.
При этом от всех наркотиков в России ежегодно погибает около 100 тысяч человек, а от проблем, связанных с алкоголем, в среднем — 350 тысяч (см. труды профессора, доктора медицинских наук А.В. Немцова, признанного специалиста по алкогольной статистике в России. В частности: Немцов, А.В. Алкогольная история России: Новейший период. М., 2009. 320 с.). Тысяча человек в день!
Наверное, родители легко к этому относятся, потому что считают: погибают как раз те, кто не умеет пить и у кого плохая наследственность.На самом деле, заранее неизвестно, кто именно столкнется с алкогольной зависимостью и ее страшными последствиями. Но известно, что с алкоголем связана каждая седьмая смерть в России. А еще заранее известно, что человек с зависимостью сломает жизнь не только себе, но и своей семье и даже еще не родившимся потомкам: риск возникновения алкоголизма в семье, где один или оба родители имеют зависимость, в среднем в 2–4 раза выше, чем в других семьях. У мальчиков этот показатель еще выше: они в 5–7 раз чаще страдают алкогольной зависимостью, чем их сверстники из благополучных семей (см.: Поплевченков, К.Н. Передается ли алкоголизм по наследству [Электронный ресурс] // Клиника доктора Исаева. URL: https://ne-zavisimost. ru/articles/alkogolizm/peredaetsya-li-alkogolizm-po-nasledstvu (дата обращения: 1.07.2025).
Итак, подросток пробует алкоголь. Что может происходить дальше?
Елизавета, 22 года: «Когда мне было 13 лет, я общалась с компанией не самых приличных сверстников (13–18 лет): все курили, выпивали, ругались матом, дрались. Мне было с ними комфортно, и казалось, что, кроме них, меня нигде не примут. С ними я впервые в 13 лет попробовала алкоголь. Помню, это сразу было что-то крепкое. Первые 2–3 раза были сильные отравления. Но я замечала, что после употребления алкоголя как будто раскрывались силы, появлялась смелость, чувство юмора, я могла смело общаться с кем угодно и о чем угодно. Постепенно начала пить всё чаще. В 16 лет могла уйти из дома на три дня. Спустя время все мои карманные деньги стали уходить на алкоголь и сигареты. Мы с подругами общались только с теми, кто мог оплатить алкоголь. Конечно, все это сопровождалось неразборчивыми половыми связями, конфликтами, опасными знакомствами (с бандитами, наркоманами и т.д.). В 17 лет я переехала к человеку, который вел такой же образ жизни. Употребляли вместе каждый вечер. Тогда я начала задумываться, что это ненормально: столько алкоголя, ссоры, драки... Но пить не прекращала. Потом появились и наркотики».
Исповедь Елизаветы, которую она разрешила опубликовать, полна еще многими и многими бедами и злоключениями. До ее обращения к нам, до ее трезвости, в которой она сейчас пребывает, пройдет еще несколько лет. Но по рассказу видно, как постепенно ее засасывало все глубже.
Не у всех история развивается похожим образом. Редко бывает, что засасывает сразу. Первые случаи употребления — это пока еще постепенное знакомство с заманчивым миром спиртного и всего, что с ним связано. Подросток в этот период будет проходить разные развилки взаимоотношений с алкоголем.
Первая развилка — само знакомство. Переступит ли эту грань, попробует? Конечно, ему помогут переступить, преуменьшив риски и значимость события. Кроме того, никто не предложит выпить сразу бутылку водки — нет! Полбокала шампанского, полрюмочки сладкого вина. Что тут такого? Но это важный рубикон: человек уже приобщился.
Вторая развилка связана с тем, насколько понравилось подростку то, что он попробовал. Если очень понравилось, то дальше будут поиски. Подросток, потом юноша или девушка пробуют разное: кислое, сладкое, горькое, красное, белое, зеленое, слабое, крепкое… И выбирают, что им нравится по вкусу.
Кроме знакомства с разными вкусами подросток знакомится и с эффектом опьянения, искаженного состояния сознания. Здесь происходит следующая важная развилка: понравится ли человеку эффект опьянения? Те, кому при первой пробе спиртного становится плохо, могут потом и не прийти к регулярному употреблению, отшатнутся от этого. Хотя порой даже если организм сигнализирует: «Тебе это не надо! Это яд! Будет плохо!» — многие, особенно парни, себя пересиливают, употребляют несмотря на то, что мутит, тошнит, болит. Мне часто признавались на консультациях: «Я заставлял себя употреблять алкоголь, потому что я должен быть нормальным. Все могут, что ж я-то не могу».
Но бывает и так, что опьянение нравится сразу, с первых проб. Таким людям впоследствии бывает сложнее преодолеть зависимость.
Игорь пришел в 2012 году на одну из первых «Школ трезвости», которую я проводил. Ему было 28 лет, но к этому времени у него уже была тяжелая алкогольная зависимость, потому что начал он употреблять в 13 лет и имел наследственную предрасположенность к алкоголизму. О первых пробах рассказывал так: «В первый же раз, когда я попробовал спиртное, я испытал глубочайшую эйфорию. Это было нечто такое, чего никогда не было в моей жизни. Весь мир заиграл такими красками!» Уже потом, когда он долго лечился, работал над собой, молился (он очень верующий человек), опять срывался, он как-то сказал мне на беседе: «Отец Иоанн, я все понимаю, я понимаю, что у меня отец умер от алкоголя, что я сам так же сдохну. Но вы поймите: ну люблю я опьянение! Оно мне нравится!» К счастью, годы спустя Игорю все-таки удалось прийти к устойчивой трезвой жизни!
Сразу или не сразу, но если опьянение начинает нравиться, подросток, помимо разных вкусов, будет пробовать еще и разное опьянение: легкое, среднее, тяжелое.
Период знакомства называют также периодом эпизодического употребления, когда есть желание употреблять спиртное и желание дальше с ним знакомиться, но еще нет пристрастия. Если в гостях на праздник есть алкоголь — хорошо, если вместо этого кофе со взбитыми сливками — тоже хорошо. Обычный подросток пока не увлечен поиском поводов: предложили — может выпить. Нет — ну и ладно.
Но в жизни большинства людей постепенно эта предыстория заканчивается. И когда они вырастают, начинается невеселая история более тесных отношений с алкоголем, которую мы продолжим в следующей части нашей книги.