1744 - 1762
Изобретение русского фарфора. Создание Невской порцелиновой мануфактуры.



Фарфоровое производство в России зародилось при императрице Елизавете Петровне (1741-1761). В 1744 году русский министр Николай Корф заключил договор с Христафом-Конрадом Гунгером о создании в Санкт-Петербурге фарфоровой мануфактуры. Для этого Гунгера, якобы владеющего тайной производства фарфора, тайно вывезли в Россию из Швеции.
«Невская порцелиновая мануфактура» стала третьим в Европе предприятием по производству фарфора. Организацию и надзор за ней поручили барону Ивану Черкасову, управляющему Кабинетом Ее величества. В конце 1744 года для работ на Порцелиновой мануфактуре был откомандирован горный инженер Дмитрий Виноградов (1720-1758). Именно ему принадлежит заслуга изобретения русского фарфора.
Алхимик Гунгер, несколько лет пытавшийся наладить производство на предприятии, оказался шарлатаном, реальных результатов его труды не принесли. Виноградов не только составил рецепт отечественной фарфоровой массы, но также изобрел рецепт глазурей, красок по фарфору, золотого порошка для декора, спроектировал печи для обжига и разработал методы формовки.
Первые образцы изделий должного качества удалось получить уже в 1747 году.
Поначалу мануфактура изготавливала лишь небольшие предметы – табакерки, фарфоровые пуговицы, вставки в броши, курительные трубки, набалдашники для тростей, чашки. В 1756 году, когда по проекту Виноградова был построен большой горн для обжига, мастера мануфактуры стали создавать более крупные изделия.
Свидетельством особого мастерства, которого достигли первые русские фарфористы всего за несколько лет, стал «Собственный Ея Величества» сервиз, предназначенный для парадных обедов императрицы Елизаветы Петровны. Сегодня предметы из этого сервиза хранятся в Эрмитаже.
1762-1801
Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле I


С воцарением Екатерины II (1762–1796) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом. С этого момента все изделия завода маркировались вензелем правящего монарха.
Во времена Екатерины на заводе трудился талантливый французский скульптор Жак-Доминик Рашет. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства с преобладанием классицизма, заменившего изысканность и роскошь барокко и рококо. Для изделий стала характерна строгость, изящная простота и монументальность форм. В декоре преобладали античные орнаменты и сюжеты.
Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, Императорский завод становится одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. Также в золотой фонд той поры входят скульптурные портреты государыни и многофигурные настольные украшения, прославляющие ее деяния.
С одобрения Ее Величества на заводе зародилась традиция изготовления скульптур для серии «Народы России». В дальнейшем серия дополнилась фигурами промышленников, ремесленников и уличных торговцев. На заводе также выпускали расписные вазы и аллегорическую живопись. «Екатерининский фарфор» современники ценили так же, как картины и скульптуры великих мастеров.
Павел I (1796–1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому искусству. Он обеспечивал завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям. Сервизы павловского периода более камерные и не столь пышные. При Павле в моду вошли малые сервизы— сервиз «Тет–а–тет» на две персоны и сервиз «Солитер» на одну персону.
Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I для Михайловского замка. По воспоминаниям камер-пажа: «Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни».
1801-1825
Реорганизация предприятия при Александре I. «Гурьевский сервиз»


В период царствования Александра I (1801–1825) заводом управлял граф Дмитрий Гурьев, который провел большую реорганизацию производства.
Гурьев не жалел средств для привлечения на завод лучших отечественных и иностранных мастеров. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств Степана Степановича Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Также были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры во Франции.
Во времена Александра I императорский фарфор уже не столь часто отражал великие деяния императора. В фокусе художников все чаще оказываются национальные темы, всплеск интереса к которым стал особенно заметен после Отечественной войны 1812 года. Сервиз «Гурьевский», создаваемый в 1809–1816 годах, стал фарфоровой одой народу-победителю. Его основная часть экспонируется сегодня в Екатерининском корпусе ГМЗ «Петергоф» и по праву считается выдающимся произведением Императорского завода.
Отечественная война послужила и рождению серии «военных тарелок» с изображением прославленных полководцев, офицеров и солдат всех родов войск. Широкое распространение также получила портретная живопись.
Во времена правления Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века особое место в ассортименте завода занимали интерьерные вазы. Вторую по значимости группу изделий по-прежнему составляли дворцовые сервизы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов; видовая, батальная и городская живопись – главными художественными темами.
1825-1894
Эпохи Николая I и Александра II. Расцвет эклектики



Фарфор времен Николая I (1825–1855) отличался виртуозной живописью. На вазах мастерски воспроизводились полотна «старых» мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо. Копии поражали точностью и тонкостью линий. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах.
Стиль эклектика, господствовавший в эту эпоху в отечественном искусстве, давал огромное многообразие форм и сюжетов: античных, готических, восточных, древнерусских. Особое внимание уделялось изготовлению парадных ваз и многопредметных сервизов для императорских и великокняжеских резиденций.
В числе наиболее знаменитых произведений николаевской эпохи - фарфоровые букеты Петра Иванова. Они поражают реалистичностью каждого лепестка и технологическим совершенством.
В 1844 году при Императорском фарфоровом заводе по случаю его 100-летия был создан музей с изделиями из кладовых Зимнего дворца. При Александре III было решено изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея. С 2001 г. уникальная коллекция музея хранится в собрании Государственного Эрмитажа.
Александр II (1855–1881) не проявлял личного интереса к заводу. В 70-е годы производство фарфора сократилось, но пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при Павле I, сохранились. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали скромнее.
Тем не менее, именно в эпоху Александра II завод несколько раз был удостоен наград на всемирных выставках (Лондон, 1863; Париж, 1867; Вена, 1873), укрепив за живописным отделением статус лидера среди европейских фарфоровых производств.
1894-1912
Эпохи Александра III и Николая II. Русский модерн


Новый импульс для развития завод получил при Александре III (1881–1894), считавшем распространение искусства делом государственной важности. Заводские специалисты ездили в командировки на лучшие фарфоровые предприятия Европы, на Императорском заводе появились новые машины и станки, были построены современные горны.
При Александре III завод получал заказы на создание крупных сервизов: «Коронационного» и «Рафаэлевского». Некоторые из рисунков правил лично император. Художественные предпочтения Александра III, любившего китайские и японские вазы, терракоту, цветную глазурь, подглазурную живопись, в значительной степени отразились на общем стиле завода той поры.
На смену эклектике приходит стиль модерн. Чертами нового стиля стали полное подчинение декора и формы утилитарному назначению предмета, ориентация на естественные природные линии, цельность формы и содержания.
В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917) завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. В те годы завод находился под патронатом супруги императора Александры Федоровны, которая заказала производство двух крупных сервизов «Александринского» и «Царскосельского».
К началу XX столетия декоративные приемы Императорского завода по богатству не уступали достижениям европейских производств, а в технике подглазурной росписи даже превосходили их. С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства» Константином Сомовым, Евгением Лансере, Сергеем Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики.
В годы первой мировой войны на заводе началось производство технического и химического фарфора. Выпуск художественного фарфора сократился до минимума, в прежнем объеме остался лишь выпуск пасхальных яиц, предназначенных для христосования с солдатами на фронте.
1920-1940
Октябрьская революция и довоенные годы. Агитационный фарфор и супрематизм


В 1918 году предприятие национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения. Перед заводом была поставлена задача: производить «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению».
Фарфор 20-х годов ХХ века — интереснейшая страница в истории декоративно-прикладного искусства. В нем с исторической точностью и абсолютной правдивостью отражены настроения первых лет пролетарской революции. Фарфор, который ранее был доступен только узкому кругу лиц, стал первым, самым ярким и образным глашатаем идей революции.
Под руководством Сергея Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие Александра Щекотихина– Потоцкая, Наталья Данько, Василий Кузнецов, Мария Лебедева, Михаил Адамович и др. С фарфором 20-х годов связаны имена Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова–Водкина, а также супрематистов Константина Малевича и Василия Кандинского. И хотя обращение к супрематизму на ГФЗ оказалось краткосрочным, благодаря Николаю Суетину, в дальнейшем на протяжении многих лет возглавлявшему художественную лабораторию завода, основные принципы этого направления органично вошли в художественную традицию предприятия.
Параллельно на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. В 1925 году, в связи с 200–летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого Михаила Ломоносова.
Принципы социалистического реализма на страже идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930–1950 годов не стали причиной утраты векового опыта заводских художников. Они по-прежнему изготавливали парадные вазы, картинную и портретную живопись, демонстрируя великолепное профессиональное мастерство «старой» фарфоровой школы.
1941-1945
Годы войны и эвакуации. Создание кобальтовой сетки


Через два месяца после начала Великой Отечественной войны, 22 августа 1941 года, большая часть оборудования Государственного фарфорового завода им. Ломоносова и многотысячная коллекция заводского музея были эвакуированы в город Ирбит Свердловской области. В кратчайшие сроки там был налажен выпуск автосвечей для двигателей внутреннего сгорания танков и другой военной техники.
В Ленинграде перед зданием завода на Неве встали три военных корабля. Художники завода участвовали в их маскировке, используя для камуфляжа фарфоровые краски. Пока не закончились запасы топлива, завод производил посуду для госпиталей Ленинграда.
Сотни сотрудников ГФЗ принимали участие в защите СССР в годы Великой Отечественной войны, трудились в блокадном Ленинграде и в Ирбите. Сотрудники завода в июне-июле 1941 года массово уходили на фронт и в народное ополчение, вступали в отряды ПВО. Многим из них не суждено было вернуться на завод.
Блокаду осажденного Ленинграда пережили ведущие художники завода Николай Суетин, Татьяна Безпалова-Михалёва, Елена Кубарская, Лидия Лебединская, Александра Щекатихина-Потоцкая.
В конце 1943 года под руководством Суетина возобновила работу Художественная лаборатория завода. В 1944 году, в канун 200-летия завода, художник Анна Яцкевич разработала геометрический узор «Кобальтовая сеточка», ставший визитной карточкой Императорского фарфора. За основу Яцкевич взяла сервиз «Собственный», изготовленный еще для Елизаветы Петровны.
После снятия блокады и возвращения из эвакуации оборудования и коллекции музея на заводе началось восстановление производства. Основной продукцией завода стало санитарно-техническое оборудование, в чем испытывал острую потребность возрождавшийся город. Постепенно возобновлялось и производство художественного фарфора.
1950 – 2000
Послевоенный период, изобретение костяного фарфора


В 60-е годы «хрущевской оттепели» завод вновь обратился к девизам 20-x годов: «Искусство — в быт» и «Искусство — в производство». После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму изделий.
В эти годы в число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Нина Славина и Инна Олевская, которые расширили представление о фарфорe созданием грандиозных многопредметных композиций.
Также на заводе активно работают такие художники и скульпторы как Эдуард Криммер и Анна Лепорская, Владимир Семенов и Серафима Яковлева, формируется творчество самобытного и большого мастера Владимира Городецкого.
Поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники и технологий производства фарфора позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции.
В конце 60-ых годов на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала.
В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно–промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. В 1980 году «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество» ЛФЗ награждается престижной международной премией «Золотой Меркурий».
Наши дни
Традиции и современность


Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества по-прежнему являются неотъемлемой чертой петербургской фарфоровой школы.
Это можно увидеть в работах художников И. Олевской, Т.Афанасьевой и Г.Шуляк, Н.Петровой и О.Матвеевой, М.Сорокина и С.Соколова. Каждый из них выработал свой уникальный фарфоровый почерк, создавая продукцию с маркой «ИФЗ», полную живописной глубины и эмоциональных образов. И по сей день Императорский фарфоровый завод остается заводом высокого искусства фарфора.
По мнению авторитетного историка русской художественной культуры Людмилы Андреевой, русский фарфор последних десятилетий — одно из живых и творческих явлений европейской художественной культуры второй половины ХХ века.
Русский фарфор всегда отличал тонкий романтизм и обращение к национальной культуре во всей ее полноте. Эти черты нашли свое отражение в крупнейших проектах последних лет, например, в серии «Малые народности России», созданной в сотрудничестве с Российским этнографическим музеем. Тем не менее, Императорский фарфоровый завод также откликается на вызовы современности и поддерживать актуальный тренд на практичность и экологичность. Доказательство тому – развитие подбренда IPM HOME, который объединяет фарфор для ежедневного использования.
Изобретение русского фарфора. Создание Невской порцелиновой мануфактуры.



Фарфоровое производство в России зародилось при императрице Елизавете Петровне (1741-1761). В 1744 году русский министр Николай Корф заключил договор с Христафом-Конрадом Гунгером о создании в Санкт-Петербурге фарфоровой мануфактуры. Для этого Гунгера, якобы владеющего тайной производства фарфора, тайно вывезли в Россию из Швеции.
«Невская порцелиновая мануфактура» стала третьим в Европе предприятием по производству фарфора. Организацию и надзор за ней поручили барону Ивану Черкасову, управляющему Кабинетом Ее величества. В конце 1744 года для работ на Порцелиновой мануфактуре был откомандирован горный инженер Дмитрий Виноградов (1720-1758). Именно ему принадлежит заслуга изобретения русского фарфора.
Алхимик Гунгер, несколько лет пытавшийся наладить производство на предприятии, оказался шарлатаном, реальных результатов его труды не принесли. Виноградов не только составил рецепт отечественной фарфоровой массы, но также изобрел рецепт глазурей, красок по фарфору, золотого порошка для декора, спроектировал печи для обжига и разработал методы формовки.
Первые образцы изделий должного качества удалось получить уже в 1747 году.
Поначалу мануфактура изготавливала лишь небольшие предметы – табакерки, фарфоровые пуговицы, вставки в броши, курительные трубки, набалдашники для тростей, чашки. В 1756 году, когда по проекту Виноградова был построен большой горн для обжига, мастера мануфактуры стали создавать более крупные изделия.
Свидетельством особого мастерства, которого достигли первые русские фарфористы всего за несколько лет, стал «Собственный Ея Величества» сервиз, предназначенный для парадных обедов императрицы Елизаветы Петровны. Сегодня предметы из этого сервиза хранятся в Эрмитаже.
1762-1801
Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле I


С воцарением Екатерины II (1762–1796) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом. С этого момента все изделия завода маркировались вензелем правящего монарха.
Во времена Екатерины на заводе трудился талантливый французский скульптор Жак-Доминик Рашет. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства с преобладанием классицизма, заменившего изысканность и роскошь барокко и рококо. Для изделий стала характерна строгость, изящная простота и монументальность форм. В декоре преобладали античные орнаменты и сюжеты.
Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, Императорский завод становится одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. Также в золотой фонд той поры входят скульптурные портреты государыни и многофигурные настольные украшения, прославляющие ее деяния.
С одобрения Ее Величества на заводе зародилась традиция изготовления скульптур для серии «Народы России». В дальнейшем серия дополнилась фигурами промышленников, ремесленников и уличных торговцев. На заводе также выпускали расписные вазы и аллегорическую живопись. «Екатерининский фарфор» современники ценили так же, как картины и скульптуры великих мастеров.
Павел I (1796–1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому искусству. Он обеспечивал завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям. Сервизы павловского периода более камерные и не столь пышные. При Павле в моду вошли малые сервизы— сервиз «Тет–а–тет» на две персоны и сервиз «Солитер» на одну персону.
Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I для Михайловского замка. По воспоминаниям камер-пажа: «Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни».
1801-1825
Реорганизация предприятия при Александре I. «Гурьевский сервиз»


В период царствования Александра I (1801–1825) заводом управлял граф Дмитрий Гурьев, который провел большую реорганизацию производства.
Гурьев не жалел средств для привлечения на завод лучших отечественных и иностранных мастеров. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств Степана Степановича Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Также были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры во Франции.
Во времена Александра I императорский фарфор уже не столь часто отражал великие деяния императора. В фокусе художников все чаще оказываются национальные темы, всплеск интереса к которым стал особенно заметен после Отечественной войны 1812 года. Сервиз «Гурьевский», создаваемый в 1809–1816 годах, стал фарфоровой одой народу-победителю. Его основная часть экспонируется сегодня в Екатерининском корпусе ГМЗ «Петергоф» и по праву считается выдающимся произведением Императорского завода.
Отечественная война послужила и рождению серии «военных тарелок» с изображением прославленных полководцев, офицеров и солдат всех родов войск. Широкое распространение также получила портретная живопись.
Во времена правления Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века особое место в ассортименте завода занимали интерьерные вазы. Вторую по значимости группу изделий по-прежнему составляли дворцовые сервизы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов; видовая, батальная и городская живопись – главными художественными темами.
1825-1894
Эпохи Николая I и Александра II. Расцвет эклектики



Фарфор времен Николая I (1825–1855) отличался виртуозной живописью. На вазах мастерски воспроизводились полотна «старых» мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо. Копии поражали точностью и тонкостью линий. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах.
Стиль эклектика, господствовавший в эту эпоху в отечественном искусстве, давал огромное многообразие форм и сюжетов: античных, готических, восточных, древнерусских. Особое внимание уделялось изготовлению парадных ваз и многопредметных сервизов для императорских и великокняжеских резиденций.
В числе наиболее знаменитых произведений николаевской эпохи - фарфоровые букеты Петра Иванова. Они поражают реалистичностью каждого лепестка и технологическим совершенством.
В 1844 году при Императорском фарфоровом заводе по случаю его 100-летия был создан музей с изделиями из кладовых Зимнего дворца. При Александре III было решено изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея. С 2001 г. уникальная коллекция музея хранится в собрании Государственного Эрмитажа.
Александр II (1855–1881) не проявлял личного интереса к заводу. В 70-е годы производство фарфора сократилось, но пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при Павле I, сохранились. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали скромнее.
Тем не менее, именно в эпоху Александра II завод несколько раз был удостоен наград на всемирных выставках (Лондон, 1863; Париж, 1867; Вена, 1873), укрепив за живописным отделением статус лидера среди европейских фарфоровых производств.
1894-1912
Эпохи Александра III и Николая II. Русский модерн


Новый импульс для развития завод получил при Александре III (1881–1894), считавшем распространение искусства делом государственной важности. Заводские специалисты ездили в командировки на лучшие фарфоровые предприятия Европы, на Императорском заводе появились новые машины и станки, были построены современные горны.
При Александре III завод получал заказы на создание крупных сервизов: «Коронационного» и «Рафаэлевского». Некоторые из рисунков правил лично император. Художественные предпочтения Александра III, любившего китайские и японские вазы, терракоту, цветную глазурь, подглазурную живопись, в значительной степени отразились на общем стиле завода той поры.
На смену эклектике приходит стиль модерн. Чертами нового стиля стали полное подчинение декора и формы утилитарному назначению предмета, ориентация на естественные природные линии, цельность формы и содержания.
В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917) завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. В те годы завод находился под патронатом супруги императора Александры Федоровны, которая заказала производство двух крупных сервизов «Александринского» и «Царскосельского».
К началу XX столетия декоративные приемы Императорского завода по богатству не уступали достижениям европейских производств, а в технике подглазурной росписи даже превосходили их. С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства» Константином Сомовым, Евгением Лансере, Сергеем Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики.
В годы первой мировой войны на заводе началось производство технического и химического фарфора. Выпуск художественного фарфора сократился до минимума, в прежнем объеме остался лишь выпуск пасхальных яиц, предназначенных для христосования с солдатами на фронте.
1920-1940
Октябрьская революция и довоенные годы. Агитационный фарфор и супрематизм


В 1918 году предприятие национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения. Перед заводом была поставлена задача: производить «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению».
Фарфор 20-х годов ХХ века — интереснейшая страница в истории декоративно-прикладного искусства. В нем с исторической точностью и абсолютной правдивостью отражены настроения первых лет пролетарской революции. Фарфор, который ранее был доступен только узкому кругу лиц, стал первым, самым ярким и образным глашатаем идей революции.
Под руководством Сергея Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие Александра Щекотихина– Потоцкая, Наталья Данько, Василий Кузнецов, Мария Лебедева, Михаил Адамович и др. С фарфором 20-х годов связаны имена Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова–Водкина, а также супрематистов Константина Малевича и Василия Кандинского. И хотя обращение к супрематизму на ГФЗ оказалось краткосрочным, благодаря Николаю Суетину, в дальнейшем на протяжении многих лет возглавлявшему художественную лабораторию завода, основные принципы этого направления органично вошли в художественную традицию предприятия.
Параллельно на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. В 1925 году, в связи с 200–летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого Михаила Ломоносова.
Принципы социалистического реализма на страже идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930–1950 годов не стали причиной утраты векового опыта заводских художников. Они по-прежнему изготавливали парадные вазы, картинную и портретную живопись, демонстрируя великолепное профессиональное мастерство «старой» фарфоровой школы.
1941-1945
Годы войны и эвакуации. Создание кобальтовой сетки


Через два месяца после начала Великой Отечественной войны, 22 августа 1941 года, большая часть оборудования Государственного фарфорового завода им. Ломоносова и многотысячная коллекция заводского музея были эвакуированы в город Ирбит Свердловской области. В кратчайшие сроки там был налажен выпуск автосвечей для двигателей внутреннего сгорания танков и другой военной техники.
В Ленинграде перед зданием завода на Неве встали три военных корабля. Художники завода участвовали в их маскировке, используя для камуфляжа фарфоровые краски. Пока не закончились запасы топлива, завод производил посуду для госпиталей Ленинграда.
Сотни сотрудников ГФЗ принимали участие в защите СССР в годы Великой Отечественной войны, трудились в блокадном Ленинграде и в Ирбите. Сотрудники завода в июне-июле 1941 года массово уходили на фронт и в народное ополчение, вступали в отряды ПВО. Многим из них не суждено было вернуться на завод.
Блокаду осажденного Ленинграда пережили ведущие художники завода Николай Суетин, Татьяна Безпалова-Михалёва, Елена Кубарская, Лидия Лебединская, Александра Щекатихина-Потоцкая.
В конце 1943 года под руководством Суетина возобновила работу Художественная лаборатория завода. В 1944 году, в канун 200-летия завода, художник Анна Яцкевич разработала геометрический узор «Кобальтовая сеточка», ставший визитной карточкой Императорского фарфора. За основу Яцкевич взяла сервиз «Собственный», изготовленный еще для Елизаветы Петровны.
После снятия блокады и возвращения из эвакуации оборудования и коллекции музея на заводе началось восстановление производства. Основной продукцией завода стало санитарно-техническое оборудование, в чем испытывал острую потребность возрождавшийся город. Постепенно возобновлялось и производство художественного фарфора.
1950 – 2000
Послевоенный период, изобретение костяного фарфора


В 60-е годы «хрущевской оттепели» завод вновь обратился к девизам 20-x годов: «Искусство — в быт» и «Искусство — в производство». После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму изделий.
В эти годы в число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Нина Славина и Инна Олевская, которые расширили представление о фарфорe созданием грандиозных многопредметных композиций.
Также на заводе активно работают такие художники и скульпторы как Эдуард Криммер и Анна Лепорская, Владимир Семенов и Серафима Яковлева, формируется творчество самобытного и большого мастера Владимира Городецкого.
Поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники и технологий производства фарфора позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции.
В конце 60-ых годов на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала.
В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно–промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. В 1980 году «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество» ЛФЗ награждается престижной международной премией «Золотой Меркурий».
Наши дни
Традиции и современность


Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества по-прежнему являются неотъемлемой чертой петербургской фарфоровой школы.
Это можно увидеть в работах художников И. Олевской, Т.Афанасьевой и Г.Шуляк, Н.Петровой и О.Матвеевой, М.Сорокина и С.Соколова. Каждый из них выработал свой уникальный фарфоровый почерк, создавая продукцию с маркой «ИФЗ», полную живописной глубины и эмоциональных образов. И по сей день Императорский фарфоровый завод остается заводом высокого искусства фарфора.
По мнению авторитетного историка русской художественной культуры Людмилы Андреевой, русский фарфор последних десятилетий — одно из живых и творческих явлений европейской художественной культуры второй половины ХХ века.
Русский фарфор всегда отличал тонкий романтизм и обращение к национальной культуре во всей ее полноте. Эти черты нашли свое отражение в крупнейших проектах последних лет, например, в серии «Малые народности России», созданной в сотрудничестве с Российским этнографическим музеем. Тем не менее, Императорский фарфоровый завод также откликается на вызовы современности и поддерживать актуальный тренд на практичность и экологичность. Доказательство тому – развитие подбренда IPM HOME, который объединяет фарфор для ежедневного использования.