Иоанн Мейендорф протопресвитер 1926–1992.

Исаич

куратор
Команда форума
15 Сен 2019
824
4
18
54
СПб. Центр.

Иоанн Мейендорф протопресвитер 1926–1992.

Богослов и церковный историк. Родился в семье русских эмигрантов во Франции, учился в Свято-Сергиевском богословском институте, Сорбонне и Высшей школе социальных наук. С 1959 года — профессор патрологии  , затем декан (с 1984-го) Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Преподавал в различных американских университетах. Бывал в России.
Мейендорф — автор, в котором соединяются компетенция историка богословия и христианской церкви (прежде всего в Византии и в России) с актуальным богословским мышлением. Он писал по широкому кругу вопросов, объясняя современному читателю смысл догматических споров ранней Церкви или реагируя на насущные богословские проблемы, но всегда с опорой на древнее святоотеческое предание (и потому он относится к богословам так называемого неопатристического направления).
Главный вклад Мейендорфа связан с его фундаментальным исследованием «Жизнь и труды святителя Григория Паламы»  — поздневизантийского богослова, который долгое время был почти забыт, а в XX веке стал в православии ключевой фигурой. Учение Григория Паламы о различении в Боге сущности (бытие Бога в себе самом) и энергий (то есть воздействий Бога на тварный мир) ныне считается одним из важнейших отличий восточно-православного богословия от инославного западного.
Главная отличительная черта Мейендорфа как богослова — взвешенность и научная основательность суждений. Он предельно открыт к современной проблематике (авторитет в церкви, христианский брак, иерархия и народ, изменяемость богослужения, церковная реформа и проч.). Его тексты посвящены как истории православия, так и его современному состоянию.
Цитата
«Если мы считаем писания Отцов Церкви свидетельством истины, нам следует пребывать с ними в духовной преемственности. Это отнюдь не означает, что мы должны слепо повторять все, что написано у Святых Отцов, а скорее предполагает усвоение некой внутренней логики, интуиции, последовательности развития святоотеческой мысли».
«Введение в святоотеческое богословие».