Балтийский завод. Флагман отечественного кораблестроения.

Исаич

куратор
Команда форума
15 Сен 2019
828
4
18
54
СПб. Центр.
Флагман отечественного кораблестроения.


Середина XIX века была одним из переломных моментов в жизни России. Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) показало, что сохранить статус великой морской державы Россия могла только при условии реорганизации военно-морского флота и изменения концепции кораблестроения.

На волне этих преобразований и возникло частное предприятие купца 1-й гильдии Матвея Егоровича Карра и инженера-судостроителя Марк Львовича Макферсона. Со дня своего основания 26 мая (13 мая по ст. стилю) 1856 года Балтийский завод осваивал новые проекты судов и кораблей, которые в дальнейшем строили и другие предприятия отрасли.

Завод специализировался на постройке металлических кораблей для военного флота России, а также паровых машин и других судовых механизмов. За 30-40 лет до того, как весь мир освоил технологию строительства и тактику боевого использования подводных лодок, на предприятии построили корабль, который по многим параметрам отвечал своему назначению - подводную лодку конструктора Ивана Александровского(1866 год). Броненосная канонерская лодка «Опыт», построенная в 1862 году стала первым отечественным металлическим кораблем.

Панорама Балтийского завода в 70-х годах XIX века

В 70-е годы ХIX века на предприятии построили броненосный корабль береговой обороны «Адмирал Лазарев», который положил начало броненосному судостроению в России. Этот фрегат оставался в строю российского флота целых четыре десятилетия.

Спуск эскадренного броненосца «Победа», 11 мая 1900 г.
В 1877 году на заводе построили первую в России паровую машину мощностью 5300 л.с.

Балтийский завод первым приступил к серийному строительству кораблей (крейсера типа «Победа», броненосцы) и подводных лодок типа «Барс», «Морж», ничем не уступающим лучшим зарубежным образцам. Подводная лодка "Минога"стала первой российской субмариной, оснащенной дизельной силовой установкой с реверсивным устройством. Из отдела подводного плавания (1900 г.) Балтийского завода возникло в впоследствии знаменитое ЦКБ «Рубин» (1938 г.).

В начале ХХ века на Балтийском заводе построили линейные корабли «Петропавловск» («Марат») и «Севастополь» («Парижская коммуна») - первые российские дредноуты, на которых была применена улучшенная система бронирования.

В 1920-е годы завод одним из первых в Советском Союзе возобновил производство сначала коммерческих судов (лесовозов, грузопассажирских теплоходов, дизельных ледоколов), а потом приступил к реализации военных проектов. За первое десятилетие коммерческого судостроения завод создал 32 судна.

В 1930-е годы рабочие Балтийского завода построили знаменитые торпедные дизель-электрические подводные лодки I серии типа "Декабрист".



До и после войны


Тральщики проекта 253Л у достроечной набережной завода, 1944-45гг.
В годы Великой Отечественной войны Балтийский завод работал на нужды фронта. Специалисты предприятия наладили массовый выпуск боеприпасов, ремонтировали корабли, строили минные тральщики, организовали производство барж и тендеров для ладожской Дороги жизни. Половина 15-тысячного коллектива завода ушла на фронт, 6000 балтийцев не вернулись с войны…

После окончания Великой Отечественной войны для гражданского флота завод освоил строительство грузовых и грузопассажирских судов: танкеров, рефрижераторов, сухогрузов, химовозов, ледоколов для Заполярья, научно-исследовательские суда.

В 1950-е годы на заводе велось строительство 19 серийных подводных лодок проекта 613, принесших международный успех советскому кораблестроению.

Важным этапом в развитии предприятия в 60-е годы стало строительство серийных танкеров типа «Пекин» (водоизмещение 40 тыс. т.) и типа «София» (62 тыс. т.).

С 1967 по 1971 велось строительство уникальных научно-исследовательских судов "Космонавт Владимир Комаров" и "Космонавт Юрий Гагарин".





Второе поколение атомоходов


С 1974 по 1992 годы на Балтийском заводе была построена серия атомных ледоколов второго поколения. Головной корабль носил имя «Арктика», который в 1977 году в активном арктическом плавании достиг Северного полюса. Серию модернизированных атомоходов второго поколения открыл ледокол «Россия», который был сдан в эксплуатацию в 1985 году. В 2007 году завершено строительство атомного ледокола «50 лет Победы». Этот атомоход сегодня - самый большой в мире ледокол, его водоизмещение составляет 20 тысяч тонн, а конструкция насчитывает 14 палуб.

Атомный ледокол «Арктика» - первый покоритель Северного полюса
В 80-е годы прошлого столетия предприятие освоило строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 («Орлан»): «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов». Последний корабль этой серии «Петр Великий», построенный на заводе в 1998 году, по составу оборудования и вооружения до сих пор не имеет аналогов в мировом флоте.

В 1988 году был построен первый и единственный в мире атомный научный комплекс космической связи ССВ-33 "Урал".

В апреле 2004 года Балтийский завод завершил выполнение крупнейшего международного заказа в области надводного кораблестроения - строительство серии фрегатов для военно-морских сил Индии.



Наше время


В 2008 и 2009 годах Балтийский завод передал заказчику два дизель-электрических ледокола «Москва» и «Санкт-Петербург». Эти суда стали первыми дизель-электрическими ледоколами, построенными в России за последние 30 лет.

В 2009 году завод приступил к стапельной сборке плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» для первой в мире плавучей атомной электростанции. Этот проект, как и многая другая продукция Балтийского завода, не имеет аналогов в мире. Сегодня «Академик Ломоносов» введен в эксплуатацию в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) в городе Певек Чукотского АО и обеспечивает передачу электроэнергии в энергосети «Чукотэнерго» и тепла в теплосети города.

На производственных площадках Балтийского завода построены универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия», идет строительство ледоколов «Чукотка», «Ленинград» и многофункционального судна атомно-технологического обслуживания (МСАТО) «Владимир Воробьёв».

Всего за 169-летнюю историю предприятия здесь построено около 600 военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов.

Выход ГУАЛ Арктика на ходовые испытания
Головной атомный ледокол "Арктика" на первом этапе ходовых испытаний, декабрь 2019 года.


О заводе
OBaltiiskomZavode
Панорама Балтийского завода



Общие сведения



Со дня своего основания в 1856 году Балтийский завод является одним из ведущих судостроительных предприятий России. С 2011 года завод - 100% дочерняя структура государственной Объединенной судостроительной корпорации. Завод располагает производственными мощностями и современным оборудованием для постройки судов и кораблей полного цикла, а также двумя стапелями и крытым эллингом. Всего за 160-летнюю историю предприятия здесь было построено более 600 технически сложных и уникальных для своего времени военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов.




Направления деятельности



Сегодня одним из важнейших направлений деятельности стало атомное надводное гражданское судостроение. Балтийский завод обладает уникальными компетенциями и всеми необходимыми лицензиями для строительства надводных судов с ядерными энергетическими установками. Именно здесь были построены все действующие российские атомные ледоколы, оснащенные судовыми реакторами КЛТ-40 и его модификациями, а также атомные крейсеры.






Машиностроительный комплекс



Балтийский завод выпускает широкий спектр изделий судовой энергетики и машиностроения, как для оснащения кораблей и судов собственной постройки, так и для поставок другим судостроительным предприятиям. В машиностроительной номенклатуре завода есть теплообменное оборудование для атомных станций, пусковые установки, оснащение для судового машиностроения: гребные винты фиксируемого и регулируемого шага с полным циклом изготовления, валы для кораблей и судов всех классов, дейдвудные и рулевые устройства, упорные валы и многое другое. Также завод оснащен полноценным производством цветного, стального и чугунного литья.




Судостроительный комплекс



На производственных площадках Балтийского завода построены универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия», идет строительство ледоколов «Чукотка», «Ленинград» и многофункционального судна атомно-технологического обслуживания (МСАТО) «Владимир Воробьёв». Суда строятся по заказу ФГУП «Росатомфлот». В конце июня 2019 года специалисты Балтийского завода завершили работы по строительсву единственного в мире плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов». В 2020 году ПЭБ введен в эксплуатацию в составе первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) в г. Певек (Чукотский АО).