Александр Мень протоиерей 1935–1990.
Богослов, библеист, проповедник. Церковное воспитание получил в полуподпольной православной среде, усиленно занимаясь самообразованием. Приходской священник с 1960 года, заочно окончил духовную академию. Публиковался за границей и в самиздате, в конце 1980-х активно выступал с лекциями на открытых площадках. Убит неизвестным по дороге в церковь.
Александр Мень прежде всего апологет религиозной веры. В середине XX века — на пике европейской секуляризации и в условиях советского официального атеизма — он стремился защитить и обосновать христианство как высшую форму религии. Этому посвящен его главный многотомный труд «История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни», завершающийся книгой о Христе — «Сын Человеческий».
В эпоху триумфа естественных наук Мень привлекает науки гуманитарные, а также философию (в особенности русскую религиозную), чтобы говорить о христианстве глубоко и объемно, как о части культуры, открытой к абсолютному и вечному. Поэтому в центре его внимания — Библия, культурный памятник, который содержит божественное Откровение, достигающее кульминации в евангельской вести о Христе (Мень — автор трехтомного Библиологического словаря и библейских комментариев).
Александр Мень был многогранным богословом, который активно работал в самые глухие «антирелигиозные» годы, продолжая традиции старой русской богословской науки и творчески взаимодействуя с современной мировой. Он был открыт к другим христианских конфессиям и с оптимизмом смотрел не только на отношения веры и разума, но и на будущее христианства.
Цитата
«Только близорукие люди могут воображать, что христианство уже было, что оно состоялось — в XIII ли веке, в IV ли веке или еще когда-то. <…> …История христианства только начинается…»
Из последней лекции «Христианство», прочитанной накануне гибели.